Инфаркт миокарда у молодых: как ПАВ бьют по чистым сосудам

Alisa

Модератор
Команда форума
Регистрация
21 Дек 2016
Сообщения
7,997
Реакции
5,554
14.jpg

Считается, что инфаркт миокарда — судьба пожилого возраста, пациентов с сахарным диабетом или многолетним анамнезом атеросклероза. Однако данные обзора литературы 2026 года в Türk Kardiyoloji Derneği Arşivi (PubMed: 42832189) отмечают важный фактор риска: употребление психоактивных веществ может быть триггером острого коронарного синдрома (ОКС) у людей молодого возраста. Опасность состоит в том, что ишемическое повреждение сердечной мышцы способно развиваться как на фоне учащенного атеросклероза, так и при ангиографически-интактных («чистых») артериях за счет вазоспазма и тромбообразования, а ранние симптомы нередко ошибочно принимают за паническую атаку.

В клинической литературе выделяют четыре основные группы субстанций, влияющих на кардиоваскулярную систему:

1. Психостимуляторы (кокаин, амфетамин, метамфетамин, синтетические катиноны)​

Стимуляторы вызывают выраженную симпатическую активацию: массивный выброс катехоламинов приводит к тахикардии и резкому подъему артериального давления, что существенно повышает потребность миокарда в кислороде. Одновременно стимуляция альфа-1-адренорецепторов способствует вазоспазму коронарных артерий и усилению тромбоцитарной активности. Возникает выраженный дисбаланс: сердцу требуется значительно больше кислорода в момент, когда коронарный кровоток функционально ограничен. При регулярном употреблении стимуляторы также ускоряют развитие классического атеросклероза.

2. Опиоиды (метадон, морфин, героин, фентанил)​

Кардиальные риски при передозировке опиоидов преимущественно вторичны: центральное угнетение дыхания вызывает глубокую гипоксемию (кислородное голодание тканей), а выраженное падение артериального давления снижает перфузионное давление в коронарном русле. У лиц с опытом инъекционного употребления дополнительную угрозу несет инфекционный эндокардит с возможной эмболией коронарных артерий фрагментами вегетаций клапанов.

3. Каннабис и синтетические каннабиноиды (спайсы)​

Даже употребление растительного каннабиса в кардиологических исследованиях связывают с повышением риска острого коронарного синдрома (прежде всего через симпатическую активацию, тахикардию и колебания давления, повышающие нагрузку на сердце), хотя прямая причинно-следственная связь продолжает уточняться. Синтетические агонисты каннабиноидных рецепторов (Spice/K2) обладают значительно более непредсказуемой токсичностью: в литературе описаны случаи острого вазоспазма микроциркуляторного русла, нарушений ритма и эндотелиального повреждения даже у людей без кардиологического анамнеза.

4. Анаболические андрогенные стероиды (ААС)​

Длительное немедицинское применение анаболических стероидов приводит к ускоренному атерогенезу за счет выраженного неблагоприятного сдвига липидного профиля (снижение ЛПВП, повышение ЛПНП), концентрической гипертрофии миокарда левого желудочка и вторичному эритроцитозу. Повышение вязкости крови в сочетании с измененными сосудами и фиброзом миокарда повышает риск тромботических окклюзий коронарных артерий.

Протокол неотложной помощи: аспирин и запрет таблеточной самодеятельности​

Базовый принцип первой помощи при подозрении на ОКС — строгий запрет на самостоятельный прием случайных сердечных препаратов из домашней аптечки (нитроглицерина, бета-блокаторов, гипотензивных средств). Единственным универсальным доврачебным фармакологическим действием в международных рекомендациях остается прием аспирина при условии отсутствия противопоказаний.

Опасность бета-блокаторов при стимуляторной интоксикации​

В клинических руководствах (включая рекомендации Американской кардиологической ассоциации, AHA) содержится предостережение относительно применения бета-адреноблокаторов (особенно неселективных) при острой стимуляторной интоксикации. Блокада бета-2-рецепторов теоретически оставляет катехоламины взаимодействовать преимущественно с альфа-1-адренорецепторами сосудов (механизм unopposed alpha-stimulation), что может усугубить вазоспазм и повысить системное сосудистое сопротивление. Хотя дискуссия о месте кардиоселективных (?1) и гибридных препаратов в специализированных кардиореанимациях продолжается, неспециалисту до приезда медиков запрещено давать пострадавшему любые бета-блокаторы или таблетки «от пульса».

Алгоритм действий до приезда скорой помощи:​

  1. Немедленно вызвать скорую помощь (103 или 112): Четко сформулируйте диспетчеру: «Острая давящая боль за грудиной, одышка, холодный липкий пот, выраженная слабость, подозрение на острый коронарный синдром». Вызовы с подозрением на ОКС обслуживаются в первоочередном порядке.

  2. Аспирин (ацетилсалициловая кислота): При отсутствии явных противопоказаний (активное кровотечение, подозрение на расслоение аорты или инсульт, известная индивидуальная непереносимость) стандартом ранней помощи является разжевывание 160–300 мг обычного аспирина, оптимально — по согласованию с диспетчером скорой помощи. Аспирин ингибирует циклооксигеназу-1 и продукцию тромбоксана A2, замедляя агрегацию тромбоцитов и прогрессирование тромбообразования. Разжевывание обеспечивает ускоренное всасывание.

  3. Исключить самостоятельный прием других медикаментов:
    • Не принимать нитроглицерин без указания врача: У молодых людей на фоне стимуляторов нитраты способны вызвать резкий гемодинамический коллапс и опасную рефлекторную тахикардию. Кроме того, нитроглицерин абсолютно противопоказан при сопутствующем инфаркте правого желудочка, а в сочетании с ингибиторами ФДЭ-5 (силденафил / Виагра, тадалафил, которые нередко употребляют в клубах) может привести к фатальному падению давления. Если у пациента есть индивидуальный рецепт кардиолога, решение о приеме принимает исключительно диспетчер скорой.
    • Не принимать гипотензивные средства: Не пытайтесь сбивать давление таблетками из чужих аптечек.
  4. Положение полусидя и покой: Придать человеку сидячее или полусидячее положение с приподнятой спиной, расстегнуть воротник, открыть окно для доступа свежего воздуха. Запретить любую физическую активность.

  5. Информирование медицинской бригады: По прибытии скорой помощи обязательно сообщите медицинским работникам о приеме психоактивных веществ. Это напрямую влияет на подбор медикаментов: при острой стимуляторной интоксикации препаратами первого ряда для седации и снижения симпатического тонуса часто выступают бензодиазепины, а для коррекции вазоспазма применяются специализированные препараты по решению врача (нитраты, блокаторы кальциевых каналов).
    Источник
    У Вас недостаточно прав для просмотра ссылки. Войдите или зарегистрируйтесь.
Подписывайтесь на
У Вас недостаточно прав для просмотра ссылки. Войдите или зарегистрируйтесь.
 
Назад
Сверху