Угроза с севера: как «Нафтогаз» борется с «Газпромом» в Европе

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Orange

Мастер слова
Регистрация
7 Окт 2017
Сообщения
8,672
Реакции
1,320
«Газпром» может не успеть завершить строительство «Северного потока-2» до конца года (gettyimages)

Украина предприняла очередную попытку заблокировать запуск российского экспортного газопровода "Северный поток-2". Для этого НАК "Нафтогаз Украины" в антимонопольных органах Еврокомиссии обжаловал доминирующее положение "Газпрома" на европейском газовом рынке. В украинской компании считают, что новый газопровод, соединяющий РФ и Германию, не имеет экономического обоснования, а строится в том числе для того, чтобы лишить нашу страну статуса транзитера газа. Кроме того, этот проект может быть использован как инструмент шантажа в переговорах с ЕС по поставке российского газа по ГТС после 2020 года.

В НАКе уверены, что запуск "Северного потока-2" может привести к существенному росту цен на газ в Европе, и послужит серьезным препятствием для диверсификации поставок топлива на рынке ЕС. Если в ходе расследования Еврокомиссии доминирующее положение "Газпрома" будет доказано, то в отношении российского монополиста могут последовать различной степени санкции. Кроме того, "Газпрому", возможно, придется существенно пересмотреть "свое поведение" на европейском рынке газа. Подробности – в материале РБК-Украина.

Угроза для Украины

НАК «Нафтогаз Украины» 6 мая направил в Директорат по защите конкуренции Еврокомиссии (Directorate-General for Competition) жалобу по поводу злоупотребления российским «Газпромом» доминирующим положением на европейском рынке газа. В заявлении украинской компании говорится, что конкуренции вредит в первую очередь строительство второй ветки газопровода «Северный поток», который соединит Россию и Германию. Этот проект не имеет «рационального экономического обоснования».

Справка:

Новый российский экспортный газопровод «Северный поток-2» протяженностью в 1,2 тыс. км должен пройти практически по тому же маршруту, что и «Северный поток-1» через акваторию Балтийского моря от Выборга (Россия) до Грайфсвальда (Германия). Разрешения на прокладку трубы в своих территориальных водах уже дали Германия, Швеция и Финляндия. Дания доступ для строительства пока не предоставила и запросила у «Газпрома» дополнительную экологическую экспертизу проекта. Мощность «Северного потока-2» составит 55 млрд кубометров в год. Аналогичную пропускную способность имеет и «первый» газопровод.

Стоимость проекта Россия оценивает в 10-11,5 млрд долларов, половину из которых профинансируют европейские энергетические компании. «Газпром» ранее неоднократно заявлял о намерениях завершить строительство газопровода до конца 2019 года, и уже с 1 января 2020 снизить прокачку транзитного газа по украинской ГТС до минимума. Впрочем, в начале мая «Газпром» впервые публично признал, что отсутствие «датских разрешений» может отсрочить запуск проекта.

«Украинской ГТС вместе с другими существующими маршрутами в Европу более, чем достаточно для того, чтобы удовлетворить спрос ЕС на российский газ. «Северный поток-2″ реализуется, очевидно, ради вытеснения с рынка существующих трубопроводов», — считают в «Нафтогазе». По мнению компании, это может привести к тому, что наша газотранспортная система окажется или вовсе незагруженной, или Россия сохранит минимальные объемы транзита в ЕС.

Учитывая, что 1 января 2020 года истекает срок действия десятилетнего контракта с «Газпромом» на транзит газа в ЕС по территории Украины, опасения «Нафтогаза» не беспочвенны. В феврале 2018 года в Стокгольмском арбитраже НАКу удалось доказать, что российский монополист обязан ежегодно перекачивать по ГТС 110 млрд кубометров газа в ЕС или заплатить «Нафтогазу» за этот объем (условие ship-or-pay).

Кроме того, по решению международного трибунала, «Газпром» должен за транзит в предыдущие периоды «Нафтогазу» 4,6 млрд долларов, но учитывая задолженность НАКа по контракту на поставку, обязан выплатить почти 2,7 млрд долларов. «Газпром» решение арбитража не признает. Российский монополист по-прежнему систематически занижает объемы транзитного газа до уровня 80-90 млрд кубометров в год и не торопится рассчитываться с украинской компанией.

В своей жалобе НАК также уведомил Еврокомиссию, что запуск «Северного потока-2» «Газпром» может использовать как инструмент шантажа: пытаясь вернуть доминирующее положение в поставках газа в Украину, российская компания, вероятно, будет угрожать прекращением транзита по ГТС, если НАК не откажется от решений международного Стокгольмского арбитража.

Действительно, в ходе переговоров о новом транзитном контракте с января 2020 года между Украиной, РФ и ЕС, российская сторона регулярно призывает «Нафтогаз» отказаться от требований выполнить «стокгольмские решения» и предлагает просто продлить действующий контракт. То есть, Россия требует от Украины вернуться к условиям договора от 2009 года, выгодным «Газпрому». При этом в «Газпроме» не скрывают намерений как минимум снизить прокачку транзитного газа после запуска новых газопроводов – «Северный поток-2» и «Турецкий поток» – до 15 млрд кубометров в год.

Европейские проблемы

Антимонопольному ведомству Еврокомиссии «Нафтогаз» сообщил и об угрозах, с которыми может столкнуться европейский рынок газа после запуска «Северного потока-2». Если это произойдет, и украинская ГТС окажется невостребованной, в Европе существенно изменятся направления газотранспортных маршрутов.

Конечная точка нового российского трубопровода – побережье Германии. Для доставки газа в другие страны ЕС потребуется достроить отводные сухопутные газопроводы, что приведет «к существенному росту стоимости транспортировки». Соответственно, в странах Центральной и Восточной Европы вырастут цены на газ, отмечают в «Нафтогазе».

На удорожание стоимости газа в Европе после изменений газовых потоков повлияет и блокировка «виртуального реверса» через Украину, когда объемы газа не прокачиваются через границу других стран, а засчитываются как поставка со встречного направления. «Это негативно повлияет на торговлю между странами-членами ЕС, граничащими с Украиной, и увеличит для нас стоимость импортного европейского газа», — говорится в сообщении «Нафтогаза».

«Виртуальный реверс» – механизм, который используют европейские страны, сейчас не доступен для Украины. Проблема в том, что по европейским правилам операторам обоих стран, между которыми происходит реверс, для «расшифровки» общего объема транспортируемого газа, конкретных продавца и покупателя необходима определенная техническая информация (шиппер-коды). «Газпром» неоднократно отказывал Украине в предоставлении шиппер-кодов «Нафтогазу», наличие которых позволило бы осуществлять «виртуальный реверс» с соседними странами ЕС. В «Нафтогазе» считают это нарушением европейских рыночных принципов.

Концентрация в Европе «излишних газотранспортных мощностей» после запуска «Северного потока-2» станет существенным препятствием и для диверсификации поставок топлива в ЕС. Речь идет об импорте в сжиженного газа в Европу, «поскольку окупаемость капитальных затрат в новых проектах СПГ окажется под угрозой», говорится в жалобе «Нафтогаза». Как известно, в последние несколько лет Евросоюз нарастил долю сжиженного газа в структуре импорта до почти 13%. Львиную долю СПГ Евросоюз импортирует из США, которые системно выступают против строительства нового российского газопровода.

Ограничения конкуренции с запуском «Северного потока-2» в «Нафтогазе» видят и в отказе «Газпрома» подписывать своповые контраты с другими газодобывающими компаниями из РФ и Центральной Азии. Проще говоря, это означает, что «Газпром» пока сохраняет свое эксклюзивное право на экспорт российского газа в ЕС.

Поскольку у других игроков рынка нет доступа к внешним трубопроводам, европейские покупатели не могут забронировать их мощности для прокачки по ним, к примеру, туркменского газа. Ведь право решать перекачивать ли этот газ по территории РФ остается за российским газовым монополистом. Впрочем, ситуация может измениться, когда в полную силу вступит новая редакция Газовой директивы ЕС. Тогда «Газпрому» придется предоставить «доступ к трубе» другим компаниям. Если эти нормы не будут выполняться на практике, ЕК сможет ввести ограничения, запретив «Газпрому» использовать до 50% мощностей «Северного потока-2».

Перспективы дела

Процедура рассмотрения жалобы «Нафтогаза» в Директорате по защите компетенции ЕК может занять от 6 месяцев до года. В первую очередь Еврокомиссия должна принять решение о начале расследования. И шансы, что антимонопольное разбирательство все же начнется, несмотря на то, что Украина – не страна Евросоюза, очень высокие, уверен исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.

«Важна не страна того, кто подаёт жалобу, а то, как предмет жалобы влияет на конкуренцию в ЕС, — пояснил он РБК-Украина. — ЕС сначала принимает решение, начинать ли расследование. Для этого могут вызвать «Нафтогаз» для дополнительных пояснений. Если расследование будет начато, «Газпрому» будет предоставлена возможность для возражения. Но в дальнейшем все зависит от конструктивности «Газпрома» и решительности нового состава Еврокомиссии».

Напомним, выборы в Европарламент должны состояться в конце мая, после чего новоизбранный парламент сформирует новый состав ЕК. Сейчас Еврокомиссия в ходе переговоров с «Газпромом» по транзитному контракту поддерживает позицию Украины в необходимости сохранения поставок по ГТС и заключении нового договора по европейским правилам.

Если в ходе расследования будет доказано злоупотребление доминирующим положением, «Газпром» ожидают санкции. Директорат по вопросам конкуренции ЕК может обязать российскую компанию устранить нарушения европейских рыночных правил, может наложить штраф, а может и принять решение о запрете реализации российского проекта.

«Если Директорат по защите конкуренции Еврокомиссии признает, что «Газпром» злоупотребляет своим доминирующим положением, в том числе за счёт строительства «Северного потока-2», то они сами будут решать, что требовать от «Газпрома». Может быть и штраф, и остановка СП-2 и многое другое», — уточнил Витренко.

При этом в «Нафтогазе» отмечают, что жалоба украинской компании указывает на «новые дискриминационные практики «Газпрома», которые не были освещены в решении ЕК в 2018 году». Речь идет о многолетнем антимонопольном расследовании Еврокомиссии в отношении «Газпрома», который обвинили в злоупотреблении положением на рынке и в завышении цен Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария и страны Балтии.

«Газпрому» тогда грозил штраф на сумму более 5 млрд долларов. Впрочем, в прошлом году ЕК приняла решение, которым не стала штрафовать российскую компанию, а установила для «Газпрома» ряд обязательств, обязательных к выполнению в течении 8 лет. Так, российский монополист не должен препятствовать свободной прокачке газа между потребителями Центральной и Восточной Европы, соединить изолированные газовые рынки Болгарии, Эстонии, Латвии и Литвы с соседними газовыми рынками ЕС, чтобы они могли перепродавать свой газ в эти страны.

По словам Витренко, «Нафтогаз» предложил Еврокомиссии обязать «Газпром» предоставить право своим покупателям перенести «точки входа» (передачи газа) на украинско-российскую границу, а также не блокировать возможности для европейских компаний заключать своповые контракты с другими российскими или азиатскими игроками.

«»Газпром» тоже сможет внести свои предложения. Потом будут переговоры между «Газпромом» и Еврокомиссией, и затем ЕК проконсультируется с рынком на предмет того, насколько этого будет достаточно, и по результатам этих консультаций может принять или не принять предложение Газпрома», — пояснил Юрий Витренко.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Назад
Сверху