«Настоящая сенсация»: как был построен древнейший новгородский мост

Orange

Мастер слова
Регистрация
7 Окт 2017
Сообщения
8,672
Реакции
1,320
Великий новгородский мост Х века был сложным инженерным сооружением, которое демонстрировало высочайший уровень профессионализма мастеров северных регионов Руси. Как отмечается в пресс-релизе Института археологии РАН, об этом свидетельствуют последние результаты исследований остатков строения, обнаруженных археологами на дне Волхова в 2018 году. По словам учёных, мост использовался не только для связи между новгородскими поселениями, расположенными на разных берегах реки, но и как своего рода крепость для защиты от кораблей возможного противника.

Упоминания о мосте, соединявшем Софийскую и Торговую стороны Новгорода в X веке, встречались в летописях и Лицевом летописном своде. Наиболее раннее из них можно найти в Иоакимовской летописи, известной лишь в пересказе историка XVIII века Василия Татищева. Речь идёт об описании крещения новгородцев в 989—990 годах, когда они, по словам летописца, пытаясь сопротивляться крестителям, разобрали часть мостового перехода, а на остатках сооружения установили две метательные машины.

Древнее «сокровище»

Долгое время факт существования моста не был подтверждён ничем, кроме летописей. Данную ситуацию позволили изменить подводные археологические работы, которые с 2005 года проводят специалисты Новгородской подводно-археологической экспедиции Центра подводного археологического наследия ИА РАН совместно с Новгородским государственным музеем-заповедником и Новгородской областной федерацией подводной деятельности (НОФПД) при материально-технической поддержке ООО «ИТЦ специальных работ» (Санкт-Петербург).

  • © Фото предоставлено Институтом археологии РАН

В 2017 году акватория Волхова была исследована многолучевым эхолотом, позволяющим получить трёхмерную картину дна реки. На нём был выявлен ряд бугров, идущих параллельно трассе известного ранее моста XII—XIII веков.

Также по теме

Древнерусское наследие: в Великом Новгороде археологи нашли княжеские печати и византийские торговые пломбы


Учёные Института археологии РАН обнаружили большую коллекцию древнерусских печатей и византийских торговых пломб в ходе раскопок в…

«В марте 2018 года археологи исследовали один из участков, находящихся по линии цепи за её пределами. Они вскрыли полутораметровый культурный слой XIV—XVI веков и обнаружили разрушенную опору неизвестного моста через Волхов», — сообщается в совместном пресс-релизе ИА РАН и Новгородского государственного музея-заповедника.

Согласно результатам масс-спектрального анализа, проведённого в ЦКП «Лаборатория радиоуглеродного датирования и электронной микроскопии» Института географии РАН и Центра изотопных исследований Университета Джорджии (США), сосны и ели, из которых была срублена опора, закончили свой рост в период от 932 до 946 года.

«Находка моста столь раннего периода — настоящая сенсация, она в корне меняет сложившиеся представления о ранней топографии и истории Новгорода», — заявил ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Сергей Трояновский.

«Высокий уровень архитектурного мастерства»

Археологи официально подтвердили, что берега Волхова уже в Х веке соединял деревянный мост на срубных опорах.

«Четыре опоры древнего моста до сих пор возвышаются над уровнем дна в глубокой части русла, а опоры со стороны детинца покрылись полутораметровым грунтом и образовали мелководное плато», — говорится в сообщении ИА РАН и Новгородского государственного музея-заповедника.

  • © Фото предоставлено Институтом археологии РАН

«Мы начали копать на мелководном плато, отмерив приблизительно такое же расстояние, как между видимыми опорами, и нашли ещё одну опору моста. Это подтверждает, что эти видимые структуры уходят в грунт с Софийской стороны и полностью пересекают реку как опоры мостов», — рассказал руководитель Новгородской подводно-археологической экспедиции Центра подводного археологического наследия ИА РАН Айвар Степанов.

По его словам, древний мост был сложным инженерным сооружением, большим и весьма дорогостоящим, с очень длинными пролётами — не менее 17 м.

«Длинный пролёт из дерева — это очень непростое конструктивное решение. Такие конструкции известны в мостостроении, но для X века это был очень высокий уровень архитектурного мастерства», — отметил учёный.

  • © Фото предоставлено Институтом археологии РАН

Археологи выяснили, что мост был поставлен на ряжевых опорах — специальных деревянных срубах, которые опускались на дно, а потом засыпались камнями.

«Поставить такие пролёты из дерева — это невероятно сложно. У древнего моста было меньше 15 опор, в то время как у моста XII—XIV веков их было 23. Получается, что пролёты древнего моста были в два раза длиннее», — подчеркнул Степанов.

Учёные считают, что мост не только связывал между собой берега реки, но и выполнял функцию фортификационного сооружения. Он позволял контролировать проход судов по Волхову и защищал находившийся на пересечении Великого волжского пути и Пути «из варяг в греки» богатый Новгород от возможного вражеского десанта.

  • © Фото предоставлено Институтом археологии РАН

«Результаты новгородских подводных археологических исследований сделали возможным создание новой музейной экспозиции. Коллекция артефактов насчитывает свыше 4 тыс. предметов, которые свидетельствуют о том, насколько разнообразной была жизнь на средневековом Великом мосту Новгорода», — сообщается в пресс-релизе ИА РАН и Новгородского государственного музея-заповедника.

Новый музей разместится в непосредственной близости от места, на котором возводились мосты через Волхов на протяжении нескольких столетий — в двухэтажном Караульном доме команды путей сообщения, отреставрированном историческом здании XIX столетия. Открытие музея запланировано на лето 2019 года.
 
Назад
Сверху